Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды

История

Развитие процессов интеграции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, охватывающих основные направления экономической деятельности, обеспечения безопасности стран, их социально-экономического развития предполагает, в первую очередь, объединение тех областей деятельности, которые обеспечивают устойчивое функционирование интегрируемых сфер деятельности. Одной из таких сфер является деятельность в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды. Эффективное обслуживание гидрометеорологической информацией и данными о состоянии загрязнении природной среды, содержащими сведения о фактических и прогнозируемых погодно-климатических условиях, об ожидаемых стихийных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения природной среды – необходимое условие нормальной работы практически всех отраслей экономики, обеспечения обороноспособности, а также безопасных и благоприятных условий проживания населения и своевременной его защиты от стихийных бедствий. Это особенно важно и в связи с тем, что гидрометеорологические процессы зачастую развиваются очень динамично, не имеют «государственных границ», а правильная интерпретация гидрометеорологических данных и процессов требует использования информации с больших территорий, далеко выходящих за пределы административных границ. Именно поэтому одним из первых Соглашений, заключенных после распада Советского Союза образовавшимися независимыми государствами, было Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии (Москва, 8 февраля 1992г.)

Аналогично и в Договоре об образовании Сообщества Беларуси и России (2 апреля 1996 г.) была поставлена задача «…создание единой метеорологической службы» (ст. 12). В развитие этих положений в Договоре о создании Союзного государства (8 декабря 1999 г.) установлено, что гидрометеорологическая служба относится к исключительному ведению Союзного государства (ст.17). И это не случайно.

Территории Российской Федерации и Республики Беларусь характеризуются большим разнообразием погодно-климатических условий, которые меняются под влиянием природных и антропогенных факторов. В этих условиях возрастает опасность природных процессов, связанных с явлениями погоды, которые оказывают отрицательные воздействия на жизнедеятельность населения, приводят к социально-экономическим и экологическим последствиям чрезвычайного характера.

Для своевременного всестороннего анализа и оценки степени риска возникновения опасных явлений погоды и предотвращения возможных их последствий для населения и экономики обеих стран необходимо иметь четко отлаженную, технически и технологически взаимоувязанную, надежно функционирующую, единую систему наблюдений за состоянием природной среды, сбора, обработки и распространения фактических гидрометеорологических данных и соответствующей продукции, в том числе прогностической.

Создание систем защиты жизни и собственности людей, повышения эффективности хозяйственной деятельности, обеспечения обороноспособности, безопасного и устойчивого социально-экономического развития любого общества и государств в целом крайне остро нуждается в информации о текущих и прогнозируемых погодно-климатических условиях, о состоянии и загрязнении окружающей природной среды, в предупреждениях о стихийных природных явлениях.

Мировая практика показывает, что своевременные предупреждения об опасных явлениях, позволяющие незамедлительно принимать необходимые меры защиты, дают возможность уменьшать потери до 40%, что эффективное использование гидрометеорологической информации и данных о состоянии и загрязнении природной среды дает экономический эффект, значительно превышающий затраты на содержание гидрометеорологических служб.

В этой связи в числе первоочередных приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды, является техническое, технологическое, научно-методическое и нормативно-правовое развитие и совершенствование таких систем как в России, так и в Беларуси и создание на их основе единой гидрометеорологической службы, деятельность которой согласно ст.17 Договора о создании Союзного государства отнесена к исключительному ведению Союзного государства.

В порядке реализации положений Договора об образовании Сообщества Беларуси и России и в целях организации и обеспечения совместной деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды Государственный комитет по гидрометеорологии Республики Беларусь (Госкомгидромет Республики Беларусь) и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) выступили с инициативой образования Комитета Сообщества по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды в качестве органа Сообщества. Эта инициатива была поддержана Исполнительным Комитетом Сообщества Беларуси и России, и 18 декабря 1996 г. Исполком утвердил Положение о Комитете Сообщества Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. После заключения Договора о Союзе Беларуси и России, Комитет Сообщества был переименован в Комитет Союза Беларуси и России, а затем постановлением Совета Министров Союзного государства от 25 января 2002 г. №6 - в Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (далее по тексту – Комитет).

Положением о Комитете определено: «Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды является органом Союзного государства, осуществляющим на межгосударственном уровне организацию и координацию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, гидрологии, агрометеорологии, гелиогеофизики), мониторинга загрязнения природной среды, а также обеспечения органов государственного управления, населения, экономики и вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации данными и информацией о фактических и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды».< p>Комитет в своей деятельности руководствуется решениями Высшего Государственного Совета, Парламентского Собрания, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, нормативными правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации в части, касающейся их конкретных территорий, и осуществляет ее во взаимодействии с другими органами Союзного государства.

Для руководства деятельностью Комитета образована совместная коллегия в количестве 10 человек. В состав коллегии входят: председатель и заместитель председателя коллегии, а также по четыре члена коллегии, назначаемых на паритетной основе от каждой стороны.

Основными целями и задачами Комитета является создание условий последовательного поэтапного перехода к единой гидрометеорологической службе Беларуси и России в целях осуществления скоординированной научно-технической политики в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды и повышения эффективности использования информации о сложившихся и ожидаемых погодно-климатических условиях, об опасных и стихийных явлениях, а также данных о состоянии и загрязнении природной среды в интересах Республики Беларусь, Российской Федерации и Союзного государства в целом.

Комитет в пределах своей компетенции и в рамках задач Союзного государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды обеспечивает организацию, координацию и осуществление совместных работ гидрометслужб Беларуси и России по:

  • системам наблюдений, сбора гидрометеорологической информации и данных о загря знении природной среды, их анализа, обобщения и хранения, оценки и прогноза состояния атмосферы, поверхностных вод суши, сельскохозяйственных культур, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ;
  • предоставлению различным потребителям информации о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений, об экстремальном загрязнении природной среды, в том числе в интересах аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах стихийных бедствий, промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций, о метеорологических, агрометеорологических и гидрологических условиях и изменениях климата, о состоянии и загрязнении природной среды, о радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;
  • совершенствованию систем предупреждения органов государственного управления, населения, экономики и вооруженных сил об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях и экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением природной среды;
  • мониторингу загрязнения природной среды, в том числе радиационной обстановки на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;
  • разработке методов и выпуску краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, опасных гидрометеорологических явлений, глобальных и региональных изменений климата, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактивное, природной среды;
  • формированию и развитию единой системы наблюдений, сбора, обработки, анализа, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды;
  • научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области гидрометеорологии, загрязнения природной среды, гидрометеорологического приборостроения;
  • проведению комплексных экспедиций и натурных экспериментов, направленных на разработку методов оценки и прогноза состояния природной среды;
  • организационно-техническому и методическому руководству соответствующими учреждениями, организациями и предприятиями;
  • разработке методов и технических средств получения, сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации, включая космическую, а также данных о загрязнении природной среды;
  • контролю в пределах своих полномочий за соблюдением требований ко всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды, выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями на территории Союзного государства, независимо от их организационно-правовых форм;
  • изданию научно-технической литературы в области гидрометеорологии, оценки загрязнения природной среды и его последствиях;
  • системам регулярного доведения через средства массовой информации до населения данных о фактических и ожидаемых погодно-климатических условиях, опасных и стихийных явлениях гидрометеорологического характера;
  • мерам, связанным с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров по направлениям своей деятельности;
  • участию соответствующих органов Республики Беларусь и Российской Федерации в работах по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды, а также в координации их деятельности по выполнению Рамочной Конвенции ООН об изменениях климата и ее протоколов;
  • обмену гидрометеорологической информацией и данными о загрязнении природной среды, включая обмен указанной информацией с иностранными государствами и международными организациями;
  • ведению межгосударственного фонда данных по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;
  • изданию единых наставлений, руководств, технических регламентов, методических указаний, научно-технических и технологических рекомендаций по проведению гидрометеорологических наблюдений и работ, мониторингу загрязнения природной среды, порядку представления результатов наблюдений;
  • выработке согласованных механизмов проведения скоординированной политики выделения инвестиций для приобретения приборов и оборудования, обеспечивающих технологическое единство функционирования Комитета в качестве единой гидрометеорологической службы Союзного государства;
  • участию во Всемирной метеорологической организации системы ООН и в других международных организациях, конвенциях, программах и проектах, касающихся гидрометеорологии, мониторинга загрязнения природной среды. При этом уполномоченные органы государственного управления Республики Беларусь и Российской Федерации в области гидрометеорологии сохраняют самостоятельность при обеспечении членства Республики Беларусь и Российской Федерации во Всемирной метеорологической организации, Межгосударственном Совете по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств и других международных организациях, конвенциях, программах и проектах, касающихся гидрометеорологии, смежных с ней областей и мониторинга загрязнения природной среды.

Целенаправленная реализация основных положений, целей и задач Комитета позволила достичь значительных результатов в плане интеграции деятельности гидрометслужб Беларуси и России при сохранении их самостоятельности и обеспечении единства методологии по всем основным направлениям работ. Как показал накопленный опыт, найдена оптимальная организационная структура для единой службы: общий Комитет Союзного государства, руководство деятельностью которого осуществляет совместная коллегия. Председатель Коллегии является Руководителем Комитета. Решения коллегии принимаются на основе единогласия и обязательны для выполнения обеими службами. Такая форма объединения позволяет наиболее полно учитывать интересы каждой стороны, находить взаимоприемлемые решения, наилучшим образом использовать потенциал служб в общих интересах.




Погода

http://pics.rbc.ru/img/grinf/sinfo/moskow.gif
http://pics.rbc.ru/img/grinf/sinfo/minsk.gif
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер